В простом колебательном движении иногда используют одни и те же фазы в обе стороны. Примером может служить качание маятника (рис. А).
Для гибких предметов поступательное и обратное движение требует отдельной фазовки. Качание каната (рис. В) в одну сторону выглядит не так, как в другую. Поршень на рис. D фазуется в обе стороны одинаково, но выпускаемый из него пар не должен уходить вместе с поршнем обратно в цилиндр, поэтому для него нужен другой цикл (рис. С и Е).
При быстро повторяемом движении нередко возникает нежелательный эффект. Допустим, вы делаете частое качание маятника по следующей записи:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 2, 3 и т.д.
Обратите внимание — фазы 2-2 и 8-8 стоят почти рядом и будут фиксироваться дольше, чем основные положения 1 и 9, что неминуемо ведет к смещению ударных акцентов (Подобный эффект еще более заметен в быстром беге: фазы ног, соседние с крайними положениями, тут же повторяются при возврате и как бы «застревают» на экране.) Избежать этого можно увеличением статики на компоновках, или легким смещением фаз 2 и 8, или изъятием этих фаз по дороге «туда», например: 5, 6, 7...9, 8, 7, 6 и т.д.
Этот же принцип можно применить при моргании глаза - см.схему F.
A) Движение маятника. Здесь можно использовать одни и те же фазы для обоих направлений. B) Качание гибкого предмета требует отдельных фаз для обратного направления. С, D и Е) Короткий цикл, в котором также для каждого направления нужны отдельные фазы. F) Моргание глаза. |
А) Фрагмент походки. Здесь фигуры располо-жены на разных местах для удобства читателя. В сцене фигура остается на одном месте, а продвигается лишь фон. Полный цикл в данном примере состоит из 25 фаз (при двухкадровой записи из 17), причем первая и последняя фазы идентичны, поэтому цикл замыкается от предпоследней к начальной фазе. Во второй половине цикла положение туловища на 17 фазе будет совпадать с 5, а 21 с 9, но руки и ноги должны быть изменены (например поднятая на 9 фазе левая нога будет на 21 фазе правой и т.д.). |
B) Тот же цикл позволяет перемещать фигуру при съемке на подвижных штифтах. Для этого каждую следующую фазу сдвигают вместе со штифтами по направлению ходьбы, с таким расчетом, чтобы ступня оставалась на одном месте. |